Методики изучения иностранного языка

У разных методов изучения иностранного языка есть свои плюсы и минусы. Одному по старинке больше понравится грамматико-переводной метод, другому – различные инновационные способы с использованием последних достижений техники.

Методик изучения языка не счесть. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Методика Шехтера

Данный способ был разработан сотрудником института им. Мориса Тореза и талантливым лингвистом М. Шехтером. Он опубликовал свои размышления по поводу тех причин, по которым изучение иностранного языка по традиционным методам для многих студентов оказывается неэффективным.

Статья Шехтера получила широкий резонанс в профессиональных кругах, и ему было предложено разработать собственную методику. В процессе написания книги лингвист путешествовал по миру, коллекционируя разные методики освоения иностранных языков. Но их результаты казались Шехтеру неудовлетворительными.

Основная идея метода Шехтера заключается в том, что язык нужно не зубрить за школьной партой, а постепенно осваивать – так, как это делают маленькие дети. В заранее продуманных педагогом ситуациях студенты отрабатывают друг с другом обычные бытовые ситуации, используя нужную лексику и грамматические конструкции.

Концепция Шехтера базируется на следующих идеях:

  • Стандартные методы изучения только препятствуют тому, чтобы человек заговорил на иностранном языке. Тесты и экзамены вызывают стресс, что отнимает желание заниматься дальше;
  • Не нужно учить студента новому языку – следует создавать такие условия, в которых он потребуется ему;
  • Поток речи не может быть сконструирован. Он рождается там, где есть активное эмоциональное общение и деятельность;
  • Учащийся должен обладать свободой выбора, и выбирать те языковые средства, которые лучше всего помогают ему выразить свои мысли;
  • Преподаватель в этом процессе играет скромную роль – он создает завязку, начало ситуации.

Метод Н. Замяткина

Николай Замяткин – полиглот, переводчик и преподаватель. Автор методики долгое время прожил в Соединенных Штатах, и владеет несколькими иностранными языками. Основные принципы его способа:

  • Материал нужно многократно прослушивать каждый день. Уделять прослушиванию каждого диалога требуется до трех часов в день. На начальном этапе диалоги необходимо слушать в течение 3 недель;
  • Затем необходимо сопровождать аудирование чтением распечатанных вариантов диалогов, обязательно обращая внимание на интонацию. Материал повторяется до тех пор, пока он не начнет «отскакивать от зубов»;
  • Далее следует этап так называемого «марафонского чтения». Объем произведения должен быть не менее 100-200 страниц – только так учащемуся будет доступна вся лексика того или иного контекста. Читать нужно как можно больше, поэтому автор рекомендует запастись наиболее интересной литературой. Также чтение рекомендуется сопровождать шевелением губ;
  • Все это, в конечном счете, приводит к тому, что студент начинает мыслить полностью на изучаемом языке. Его голова «освобождается» от родной лексики.

Метод Петрова

Дмитрий Петров – автор собственного подхода в изучении английского, телеведущий и психолингвист. Автор методики утверждает, что можно довольно сносно овладеть иностранным языком уже за 16 часов занятий. Конечно, речь не идет о высоком или среднем уровне. Однако этого времени хватит, чтобы освоить базовую лексику, необходимую для выживания. Уроков Петрова хватит для того, чтобы разъяснить иностранцу свои нужды, а также ответить на самые элементарные вопросы. Принципы его методики заключаются в следующем:

    • Для эффективного изучения нужно создать благоприятную эмоциональную среду;
    • Разговаривать нужно учиться уже с самого первого дня знакомства с новым языком;
    • Стремительное изложение материала. Весь курс занимает 16 часов;
    • Для воссоздания языковой среды у себя дома используются фильмы и телепередачи;

Немаловажный момент – не ограничиваться в изучении языка скучными и абстрактными темами. Говорить нужно о самом себе, своих увлечениях, интересах, мнениях и т.д.

Методика Левенталя

Виталий Иосифович Левенталь – профессор и преподаватель, один из самых известных преподавателей, работающих с русскоязычными студентами. Основная особенность данного метода заключается в том, что изучается именно американский вариант английского. Некоторые называют курс Левенталя одним из самых подходящих для русскоговорящих учеников. Курс нельзя назвать интенсивным. Однако каждый день нужно заниматься не менее часа.

Метод основан на следующих принципах:

  • Главное в изучении языка – это осмысленность;
  • Учиться нужно и устной, и письменной речи;
  • Для изучения нужно подбирать интересный материал, который будет вызывать эмоциональный отклик;
  • Чтобы поддерживать разговор с иностранцем, нужно знать контекст, в котором употребляется слово – простого знания перевода недостаточно;
  • Курс предназначается для тех студентов, которые планируют переехать в Штаты на ПМЖ.

Методика Милашевича

Эта методика была изобретена Владиславом Милашевичем – лингвистом, кандидатом психологических наук и военным переводчиком, работавшим с китайским языком. Его методика – одна из самых структурированных, ее нередко сравнивают с таблицей Менделеева в химии. Вся грамматика сводится в единую систему таблиц и диаграмм. Сам автор метода считает, что английский больше всего похож… на китайский. Видя, сколько учащимся приходится потеть над грамматикой китайского, Милашевич стал искать основополагающие принципы грамматики этого языка. Позже он смог найти такие же принципы и для других языков.

Основные идеи методики:

  • Чтобы понять логику изучаемого языка, в первую очередь, нужно осознать те принципы, на которых строится грамматика языка родного;
  • Грамматика не является сводом определенных правил. Скорее, это набор навыков, которые освоил студент;
  • Последовательность, согласно которой в психике происходит формирование ранее неизвестного действия, описана П. Я. Гальпериным. Если вкратце, она состоит из следующих звеньев: образование основы – развернутое действие – внутрипсихический образ;
  • Когда внутри психики сформирована грамматическая основа языка, человек, даже не обладая знаниями нужной лексики, может выстроить слова в нужном порядке. Он понимает, какие слова в предложении являются главными, а какие – второстепенными.

Имея представление о различных методах изучения иностранного языка, можно выбрать тот, что подходит вам больше всего. Но некоторые студенты поступают еще мудрее – они сочетают между собой подходы разных авторов. Каким бы ни был избранный вами метод, главное в изучении языка – это горячее желание как можно скорее добиться высокого уровня. Желаем всяческих успехов в достижении этой цели!